1941 г.
Холст, темпера., графит, гуашь 92 x 93 см.
Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург, Россия
Ярцева Г.Д. Алтайские тропы Николая Рериха / РЕРИХ И АЛТАЙ: Сборник. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2010.
"Ковка меча (Нибелунги). 1941". Ранний железный век – период "великого переселения народов". Н.К. Рериха всегда интересовали пути миграции древних кочевых племён. Проходя по Алтаю и Монголии во время экспедиции, он слышал множество легенд, в которых отразились следы великого переселения народов. "В пределах Алтая, – пишет Н.К. Рерих, – можно... слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племён упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесённых далеко на запад"*. Под впечатлением этих легенд Николай Константинович пишет картину "Ковка меча (Нибелунги)".
Возможно, что на картине изображены те самые "''курумчинские кузнецы'' – странные, непонятные народы, которые не только прошли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья"**. Это были искусные мастера изделий из золота, бронзы, серебра.
Картина создана в год нападения фашистов на Советский Союз, и здесь ковка меча может быть понята как символ "ковки" будущей победы над фашистской Германией. На полотне мы видим, как ночью, в каменной пещере, при свете огня два кузнеца куют меч – меч победы. Лицо одного из них сурово и мужественно. Они куют меч, чтобы встать на защиту родной земли.
* Рерих Н.К. Сердце Азии. С. 29-30.
** Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. Рига: Виеда. 1992. С. 286.