ruenfrde

Идолы

"Начало Руси. Славяне" (1897-1902)

1902 г.

Холст, масло. 132,5 × 53,5 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

В начале своего творческого пути, уже создав несколько работ на исторические темы, Н.К. Рерих задумывает целую серию картин «Начало Руси. Славяне». В ней художник хочет «растолковать» целый исторический период жизни Древней Руси. Николай Константинович взялся за сложнейшую задачу – на основе научных гипотез, знания единичных предметов и их фрагментов силой воображения воссоздать исчезнувший, погребенный веками мир.

До картины «Идолы» 1902 года Рерих уже написал годом ранее две работы с таким же названием. К теме идолов он будет возвращается неоднократно. Известно не менее восьми вариантов картин и эскизов «Идолы». (roerich-heritage.ru)

 

Маточкин Е.П. Мельников В.Л. Идолы в произведениях Н.К. Рериха.

На фоне бревенчатых срубов изображена компактная группа идолов; два из них приведены фрагментарно. У центрального идола в фас накладные глаза и фигурная пластина, объединяющая брови и раздвоенный треугольником нос, как на статуэтке из Кличевана. На шее и плечах – гривны, как в половецких изваяниях. В его круглом лице и витой гривне – священный знак солнца – наследуются характерные особенности "скифских" (сколотских) идолов VI-V вв. до н.э. Ещё один идол на картине – женский, он представлен в профиль, с опущенными руками и огромными пальцами. В облике идола видятся черты половецких изваяний, и полногрудых палеолитических "Венер" из Костенок, Авдеево, Елисеевичей (Украина) или Парабита (Италия). По-видимому, первоначально работа находилась в собрании А.П. Иванова.

 

Рерих Н.К. Правда / Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО «Агни», 1996.

Часто легенда подтверждается фактами. Приведём следующий пример. Когда вы проходите по прекрасному сказочному царству индейских поселений Америки, когда слышите чудесные песни и любуетесь ритуальными танцами, полными глубокого смысла, знакомитесь с образом жизни индейцев и с их домашним обиходом; когда внимательно разглядываете их ноги, обёрнутые белой тканью, или дивитесь на странный головной убор и рубашки с орнаментом; и когда, наконец, вы постигаете богатую фантазию тотемных столбов, возникает ощущение, что находитесь где-то в западной России или в Сибири, если знакомы вам те места. Как же действительно редко возникает такое поразительное сходство на совершенно разных континентах и в совершенно иных условиях жизни. Так, одно это зримое свидетельство укрепляет древнюю легенду о том, что несколько северных индейских племен мигрировало из Сибири на Аляску. И становится понятным, что легенда эта настолько реальна и очевидна, что ничего не скажешь против, особенно, когда видишь этих коренных жителей страны.

Во время моей поездки в Санта-Фе в прошлом году, д-р Хьюитт, директор музея в Санта-Фе, выразил желание приобрести для выставки некоторые из моих картин. Я обещал ему предоставить картину специально с подлинно русским сюжетом и выбрал ту, где изображен священный танец вокруг древних идолов славянских племён, причём детали были заимствованы из подлинных материалов раскопок, проводимых мною в России. Несколько позже я понял, что намерение представить именно такой сюжет оправдалось полностью, потому что во время выставки меня много раз спрашивали, доводилось ли мне бывать где-нибудь на Аляске или в деревнях индейцев, поскольку сюжет этот, столь типичный для восточной России или Сибири, как оказалось, очень схож с укладом жизни и американских индейцев. И древний идол славян постоянно сравнивался с тотемным столбом Аляски.

Я несведущ в области языковедения, но думаю, что даже в языке могли бы быть найдены своеобразные элементы, напоминающие о связи двух континентов. Как художник, могу утверждать, что образное и музыкальное сходство говорит мне совершенно определённо о том, что эта древняя легенда не вымысел фантазии, а еще один обрывок достоверности. И сколько же обрывков достоверности, таких простых и совсем рядом с нами, забыто и не понято!

 

Рерих Н.К. «Одеяние духа» / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

В Art Institute была выставлена моя картина «Pagan Russia». Многие приняли ее за Alaska's Totem Pales. И они были правы — так много общего было и в древних изображениях и пейзаже картины. Но древние русские идолы отошли в предание. Alaska's Totem Pales переходит из жизни в зал Музея. Но обобщающий голос все-таки остается. И за нациями поднимается Лик Человечества.

И я, названный другом Америки, свидетельствую это.

Chicago, 1921.

 

Рерих Н.К. Кормон / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Ученики знали как бы двух Кормонов. Один приходил в Академию, сурово поправлял рисунок и не вдавался ни в какие рассуждения об искусстве. Другой же Кормон приглашал к себе некоторых учеников, и в праздничные дни у него собиралась целая оживленная группа, встречавшая совсем другого Кормона. В эти минуты подчас он мне напоминал Анатоля Франса. Не скупился на очень меткие и тонкие определения. Умел похвалить, но в то же время успевал бросить какое-то ведущее слово. Приносили к нему напоказ всякие работы и рисунки, и масляные этюды и эскизы, от законченных и до самых зачаточных. Из моих эскизов ему нравились "Идолы", "Поход Владимира на Корсунь", "Волки", "Вороны" и эскизы для "Веча". Можно было ожидать, что краски идолов будут чужды Кормону, но он хотя и приговаривал "farouche, farouche"*, но все-таки показывал остальным ученикам, одобрительно восклицая: "Это для будущего".

 [1937 г.]

* Дикий (фр.)

 

 

 

Начало страницы