ruenfrdeit

И мы открываем врата

Серия "Sancta" ("Санкта").

1922 г. 

Холст, темпера. 73,9 х 104,3 см.

Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Москва, Россия

 

Серия “Sanсta” (“Санкта”) означает “Святая”, “Священная”.

 

В.П. Князева. Николай Рерих. Летопись жизни и творчества. СПб., 1994.

В 1922 году была создана живописная сюита «Sanсta» («Святые»). В неё вошли картины «И мы открываем врат», «И мы не боимся», «И мы видим», «И мы приносим свет», «И мы трудимся». Герои картин – безымянны. Это русские монахи. Они проводят свои дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество...

 

П.Ф. Беликов, В.П Князева. Рерих. М. «Молодая гвардия», 1973.

В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности.

 

Е.П. Маточкин. Н.К. Рерих и русский космизм // Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Нижний Новгород: НГХМ, 1994.

В 1922 году Рерих пишет серию «Святые», где показывает земную жизнь осуществленного конкретного единства Царства Духа. Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живет и творит сегодня свое праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят все, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет.

 

Л.В. Короткина. Н.К. Рерих. СПб., 1996.

В 1922 году художник завершил серию картин «Святые», на русскую тему...

Картины Рериха на русские темы имели огромный, неслыханный успех в Америке. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворённой в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи России, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и горами.

 

Н.Д. Спирина. Священная Сюита.         

На этом полотне символически изображена панорама Руси Великой, с венчающим её храмом...

По словам Н.К. Рериха, эти открытые врата символизируют мир, «где живёт вечная красота и где мысль творит будущую счастливую жизнь» (Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 2. М., 1995. С. 189). Свободная воля и новое сознание – условия для входа, так как сказано, что «не войти со старым сознанием во врата Нового Мира, как не летать не имеющему крыльев» (Грани Агни Йоги. I. 22.04.1960). И только путём личного ярого устремления к Новому Миру может человек продвинуться к этой светлой цели и преодолеть постоянно мешающие и препятствующие ему обстоятельства и сопротивление ветхого человека внутри себя.

Н.К. Рерих писал по этому поводу в статье «Открытые врата»: «Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света» (Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 1. М., 1995. С. 591).

 

Н.Д. Спирина. Капли

 

 «И Мы открываем врата»

Туда, где царит Красота

Грядущего нового века;

Завещанный Храм там стоит,

Дом Духа,

                    и благовестит

О новой судьбе человека.

 

 

Начало страницы