ruenfrde

Христос в пустыне

1933 г.           

Холст, темпера. 60,9 х 50,9

Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Москва, Россия

 

Н.Д. Спирина. Пояснение к картине Н.К. Рериха. Христос в пустыне. 1933 // Журнал Восход № 4 (84), Апрель, 2001.

У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неминуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. И где-то вдали небо начинает светлеть. День новый непреложно настаёт.

 

И.Ю. Дьяченко. Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. В 2-х т. М.: МЦР, 2010 г. (icr.su/rus/katalog/)

Картина «Христос в пустыне» посвящена Великому Учителю человечества Иисусу Христу, к образу которого Н.К. Рерих неоднократно обращался в своем творчестве в разные годы, глубоко и всесторонне осмысливая евангельские сюжеты.

Христос изображен среди безлесных, пустынных гор. Их острые синие пики, поднимаясь все выше и выше, пронзают густую бирюзу сумеречного неба, на фоне которого блистает одинокая звезда. Граница гор словно разделяет мир вышний и мир земной, в который пришел Христос, объединив оба мира своим именем – Сына Божьего и Сына Человеческого.

Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы [Лука. 4:1–4:13]. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна. Являясь порождением человеческого невежества, страха и злобы, служитель тьмы пытается смутить и устрашить Христа, потому и грозен его оскал. Но в утверждении истины Христос, преодолев все страхи, сомнения и физические тяготы, остается непоколебим. Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. Преисполненный божественной мудростью и любовью, которые посылались на землю из Высших миров, Христос преодолел все искушения мира сего, принял испытания и страдания, сопутствующие его высоким стремлениям. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. Став живым примером безупречного исполнения нравственных заповедей, Христос утвердил победу Света над тьмою.

«Твердо Он шел, – записано о Христе в Учении Живой Этики, – ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг, но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления» (Надземное, § 149).

Почти прозрачная фигура Христа в картине излучает тончайший бело-золотистый свет, который ярко контрастирует с сине-зеленой гаммой окружающего пространства.

Если в произведениях «Искушение Христа» (1933, ГМВ), «Сошествие во ад» (1933, ГМВ), «Исса и голова Великанова» (1932, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк), «Исса» (1939) и др. художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир. Этот Свет достигает ближних и дальних уступов гор, мельчайшими кристалликами поблескивая на них и переливаясь разными оттенками, подобно неземной радуге. Такое художественное решение выделяет картину из ряда остальных работ мастера: в ней образ Христа обретает особую возвышенность и торжественность, становится глубоко сокровенным.

Н.К. Рерих стремился представить Христа как Царя Духа, как вселенский центр притяжения, как космический или духовный фокус, объединяющий сознания и сердца людей, собирающий все созидательные силы и вызывающий к жизни творческие энергии, отвечающие эволюции. Композиционно художник подчеркнул это тем, что расположил фигуру Христа, во всем ее сиянии, строго вертикально, а Лик – в самом центре произведения, на пересечении двух диагоналей.

В символической форме Н.К. Рерих дал представление о высочайшей духовной энергетике Великого Учителя, преображающей и просветляющей земную материю, несущей в себе глубочайший смысл космической эволюции человечества.

На картине образ Христа предстает перед зрителем подобный яркой звезде далеких миров, сияющей миру из беспредельных глубин космоса.

 

 

Начало страницы