ruenfrdeit

Fiat Rex. Триптих

1931 г.

Fiat Rex. Центральная часть триптиха. 1931

Холст, темпера. 119,5 х 91,5

 

Эккехард. Левая часть триптиха. 1931

Холст, темпера. 119,4 х 25,9

 

Ута. Правая часть триптиха. 1931

Холст, темпера. 119,7 х 25,7

 

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Россия. Москва

 

Т.О. Книжник. Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. В 2-х т. Том 2. М.: МЦР, 2010 г. (icr.su/rus/katalog/)

Триптих «Fiat Rex» (1931) посвящен одному из Великих Учителей человечества, создателю Учения Живой Этики.

При жизни Н.К. Рериха триптих находился в доме Рерихов в Наггаре и никогда не экспонировался на выставках. В январе 1948 г. при переезде был вывезен из Наггара Е.И. Рерих, находился с ней в Дели, Кхандале и Калимпонге. После смерти Е.И. Рерих в октябре 1955 г. С.Н. Рерих перевез его в свое имение «Tatguni Estate» под Бангалором.

В этом произведении наглядно воплотились представления Н.К. Рериха об «одеянии духа», ауре... Чем возвышеннее и чище мысли и чувства, чем сильнее в человеке проявлено духовное начало – тем совершеннее форма и прекраснее оттенки ауры.

Учитель, изображенный в центральной части триптиха, окружен прекрасным синим сиянием… Из Его темени и оплечий исходят яркие лучи света, свидетельствующие о необычайно высоком энергетическом и духовном уровне, присущем, как говорят в Индии, Великой Душе.

Спокойные светлые тона преобладают в аурах мужчины и женщины, изображенных на левой и правой частях триптиха, что свидетельствует о благородстве натуры, внутренней гармонии и уравновешенности чувств. Н.К. Рерих изобразил реальных исторических персонажей: маркграфа Эккехарда II и его супругу маркграфиню Уту, живших в XI в. в Германии. Их скульптуры, исполненные в ХIII столетии, в числе фигур 12 других основателей Наумбурга украшают готический собор Петра и Павла в этом городе. Исторические хроники донесли до нас немногое: Эккехард, правивший маркграфством Мейсен в 1031–1046 гг., описан как отважный воин, преданный своему королю; об Уте известно то, что происходила она из рода Асканнер из Баленштедта и воспитывалась в монастыре, где получила прекрасное по тем временам образование. Ее образ стал воплощением женственности и достоинства, хрупкости и внутренней силы.

Необычно выглядит в триптихе Н.К. Рериха соседство восточного мудреца и знатных горожан, живших в средневековой Германии, но кто знает, какие невидимые узы связывают их… Триптих «Fiat Rex», как и другие полотна художника, таит в себе множество загадок и скрытых символов. (…)

Образы Уты и Эккехарда в триптихе Н.К. Рериха также являются воплощением закона равновесия мужского и женского начал. Оба начала призваны дополнять друг друга, реализуя данные им возможности в сотрудничестве и сотворчестве. ... Эккехард держит в руках щит и меч, символизирующие проявление активного начала и защиту завоеванных достижений духа. Огонь в руках Уты не столько напоминает о традиционной роли хранительницы очага, сколько указывает на хранительницу огня духовного.

…В письме Е.И. Рерих от 10 мая 1937 г. встречается упоминание о том, что Учитель держит Венец. «На картине Великий Владыка держит Венец. Обруч с одним камнем-алмазом есть символ Братства и Его Главы. Обруч этот отвечает сияющему обручу, видимому над головою Высоких Духов». ...

Создание триптиха, так же как и большинства других картин Н.К. Рериха, является образным осмыслением истин, изложенных в Живой Этике. Не случайно именно в 1931 г. была принята книга «Иерархия», ставшая, по собственному признанию Е.И. Рерих, самой любимой из записанных ею книг Учения. «…Лишь в Иерархии, в ведущем Начале, заключается не только вся эволюция, но и само существование наше, – писала она. – Ибо, воистину, Высшие Существа питают, насыщают нас своими эманациями» (Письмо от 13.09.1931 г.).

 

Учение Живой Этики. Иерархия, 203.

… Fiat Rex там, где дух дерзает, почитая Иерархию!

 

 

Начало страницы