1945 г.
Картон, темпера. 30.5×45.7 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
Среди пологих отрогов гор тихо струит свои спокойные воды великая Брамапутра, одна из самых священных рек Азии. Беря начало в Гималаях, она орошает земли Тибета и Индии. Здесь подошла к концу знаменитая трансгималайская экспедиция Н.К. Рериха.
«Мы подходим к Брамапутре, той самой, которая берёт исток из священного Манасаравара – озера великих Нагов. Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места...», – писал Н.К. Рерих в путевом дневнике «Алтай – Гималаи» – «Среди скал и песков, в лиловых и пурпурных тонах течет Брамапутра. В мае она еще не полна, но разливы берегов показывают, насколько увеличивается река за июнь, когда к таянию снегов прибавятся еще и дожди. К Брамапутре еще большее уважение, чем к Голубой реке. Голубая Янцзыцзян – длиннейшая в мире река, но Брамапутра, сын Брамы, овеяна богатым узором преданий. Она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаравар близок к Сатледжу и началу великого Инда. Там же зародилась и Ариаварта... Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой».
Для передачи беспредельных далей гор Николай Константинович Рерих применяет параллельную перспективу. Кулисное построение с четким делением на планы естественно вытекает из пространственного восприятия гор, пересекаемых облаками, погруженных в туман или разделенных воздушной завесой. (roerich-heritage.ru)