ruenfrde

Борис и Глеб

1943 г.

Картон, темпера. 30.5×45.7 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

Первые русские святые Борис и Глеб – младшие сыновья князя Владимира Святославовича, убитые старшим братом Святополком в 1015 году. После гибели вместе с другими страстотерпцами они встали во главе Небесного воинства, защищающего Землю Русскую от врагов. Сюжет картины основан на предании о видении Пелгусия в ночь перед Невской битвой в 1240 году.

К образам святых Бориса и Глеба Н.К. Рерих обращается неоднократно. В 1904 году он пишет картину «Святые Борис и Глеб». В 1906 году по его эскизу была выполнена мозаика «Борис и Глеб» в церкви на Пороховых заводах в посёлке Морозовка под Шлиссельбургом. Построенная по проекту архитектора В.А. Покровского, эта церковь была разрушена в годы Второй мировой войны. В 1916 году Н.К. Рерих создаёт картину «Княжич Глеб», а в 1919-1920 годах, уже находясь далеко от родины, он пишет картины «Святые Борис и Глеб» (1919) и «Святой Глеб-хранитель» (1920). В годы Второй мировой войны художник вновь обращается к образам святых братьев и создаёт эскиз и два варианта картины «Борис и Глеб» (1942 и 1943).

 

Кузнецова И.П. Русский век. Богатырская серия / Рерих: Пророчества.

Оборона Родины для Н.К. Рериха – это не только ратный и духовный подвиг защитников, но и невидимая помощь небесных сил. В картине «Борис и Глеб» (1942) художник обращается к образам первых русских святых Бориса и Глеба – младших сыновей князя Владимира Святославовича, убитых старшим братом Святополком в 1015 году и ставших после смерти вместе с другими страстотерпцами во главе Небесного воинства, защищающего Землю Русскую от ворогов. «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем», – повествует «Сказание о Борисе и Глебе».

Сюжет картины основан на предании о видении Пелгусия в ночь перед Невской битвой в 1240 году – когда сошелся князь Александр Ярославович со шведами. Явились князья в ладье среди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу... «Брат Глебе, – сказал Борис, – вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Поспешали позднее святые и на помощь великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, указывая ему путь на Куликово поле...

 

Рерих Н.К. Не замай! / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про Изгоя Ростислава, про королевну Ингегерду, про Кукейнос – последний русский оплот против ливонских рыцарей. Было и про Ледовое Побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка окаянного. Конечно, была и битва при Калке и пересказ "Слова о Полку Игореве", была и Куликовская битва, и Напутствие Сергия – Пересвет и Ослабя. Были и Минин с Пожарским, были и Петр, и Суворов, и Кутузов... Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: "Не замай!".

Впоследствии, изучая летописи русские и знакомясь с древней литературой, которая вовсе не так мала, как иногда хотели злоумышленно представить, приходилось лишь уже более сознательно повторить тот же окрик – "Не замай!". Пройдя историю русскую до самых последних времен, можно было лишь еще более утвердиться в этом грозном предупреждении. Оно звучало особенно наряду с трогательными русскими желаниями помогать многим странам самоотверженно. И теперь то же самое утверждение встает ярко.

10 Июня 1940 г.

Гималаи

 

Рерих Н.К. Выставки / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Кончаю "Горыныч", "Грозный" и "Силы Небесные с нами ныне невидимо служат". Кончил "Огни победы". Начат "Александр Невский" – Победитель на поле битвы. Начаты "Борис и Глеб", поспешающие на помощь.

…Повсюду сочетались две темы – Русь и Гималаи.

30 Декабря 1941 г.

 

Рерих Н.К. Америка (02.03.1943) / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

Даже в дни Армагеддона будем помнить о лучшем будущем. Думы претворятся в явь. Теперь же будем все особенно зор­ки. Станем на бессменном дозоре!

2 марта 1943 г.

 

Рерих Н.К. Живем / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

Спрашиваете, как живем? Трудимся и трудимся. С пере­рывами от утра до вечера.  (…)

Я — за картинами и писаниями. И такие дни коротенькие! Не ус­пеешь оглянуться, а уже обед, а там и до вечера недалеко.

Подышать воздухом не всегда удается, разве ненадолго.  (…)

Иногда приедут гости из дальних индийских городов. Удивляются: как же вы так и живете? А потом и завидуют, когда вернутся в свою городскую пыльную сутолоку. Им ди­во, что, кроме Святослава, мы совсем редко выезжаем. Елена Ивановна живет здесь более двенадцати лет. Только три лета выезжала в горы — в Лахуль, в тибетскую природу. Юрий и я с 1937 года не спускались в индийские равнины. А времени все не хватает.  (…)

Холст кончается. Бумага кончается. С красками плохо. Вот наш драгоценный кобальт совсем на исходе. Оранжевый кадмий уже давно кончился, да и многое другое почти иссяк­ло. Утешают, что цены пищевые упадут, а они все вверх лезут. А восходы и закаты утешают. Звезды-то, звезды!

На снегах, на ледниках солнце сверкает, не признает ни­какого Армагеддона. Пока наши высоты — одно из самых мирных мест мира.

Так вот и живем. Вот «Святая ночь» («С нами Силы Небесные») и «Борис и Глеб» останутся в Хайдерабаде. Еще Две русских картины будут в Индии и напомнят о великом народе русском — друге Индии. Кто мог думать, что русские темы затронут сердца дальней Индии?! А между тем и Три-вандрум, и Тери-Гархвал, и Аллахабад, и Индор уже имеют Русские памятки. Так вот и живем. Гремят славные русские победы.

20 марта 1944 г.

 

Рерих Н.К. Отвечаю / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

За это время много чего наработано и изучено. В Индии, кроме моих гималай­ских картин, останутся и русские картины: «Александр Не­вский», «Ярослав Мудрый», «Новая Земля», «И открываем», «Борис и Глеб», «Нередица», «Новгородцы». Пусть и такие вестники русской Культуры живут. Здесь так много друзей всего русского! Да и везде их много. Блистательными подви­гами Русь со всеми народами Союза показала всему миру, на какие высокие достижения способен народ. Мы были рады, что удалось и в Красный Крест вложить нашу лепту. Кроме того, Вашингтонское Посольство переслало в ВОКС мой ма­нускрипт «Слава» в пользу Красного Креста, но о дальней­шем ничего не знаю.

26 июля 1944 г.

 

Рерих Н.К. Русь (04.07.1945) / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

Русское Сердце, Русское Трудовое Сердце открыто в братском содружестве. Любились русские заветы: Подвиг, Со­дружество, Добротворчество. И вот Русский Народ начертал эти добрые основы на знамени своем. Народ Русский и все Народы Русские явили всему миру нерушимую любовь к Ро­дине. Показали, как преодолеваются тяжкие препоны, как побеждает творческий труд.

Народы Союза весело перекликаются о новых трудовых победах, шлют признательность неутомимым народным вож­дям. А тот, кто знает значение благодарности, тот уже сту­чится в дверь светлого будущего. Русское Сердце — доброе. Поистине, силен магнит Подвига.

Недавно Качалов вдохновенно читал никитинскую «Русь», и вспомнились давние школьные годы, когда рвалось сердце послужить Руси. Иногда жаль, что «Александр Невский», «Ярослав» — в Индоре, а не в Москве. Почему «Новая Земля» (Новугородца) в Тери-Гарвал? Зачем «Борис и Глеб» — в Ка­лифорнии, «Псковитянка» — в Буэнос-Айресе, «Сергий» — в Праге, «Земля Славянская» в Белграде, «Древняя Русь» — в Загребе, «Ростов Великий» — в Африке?.. Много где! Но ведь это все вестники, добрые гонцы. Так уж видно и повелось посылать «Гонцов». Не забыт и завет Толстого моему первому «Гонцу»: «Пусть выше руль держит, тогда доплывет». Вот, как умели, так и держали весло во славу Родины.  (…)

В дальних снежных Гималаях радуемся, что именно вели­кая Русь победоносна и прежде всего мыслит о торжестве науки, о творчестве, — о связи общечеловеческой. Велико светлое будущее!

4 июля 1945 г.

 

Учение Живой Этики. Озарение, ч. 3, гл. III, § 2.

Верно изображали подвижников плывущими – так волна мировой энергии несет ставших в её течение.

 

 

Начало страницы