Серия панно «Богатырский фриз» (1910).
1910 г.
Холст, темпера. 203 x 103 см.
Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург, Россия.
В 1909-1910 годах Рерих исполнил серию панно "Богатырский фриз" для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф.Г. Бажанова (ул. Марата, 72). Дом был построен по проекту архитектора П.Р. Алешина в 1907-1908 годах в стиле модерн. Каждый его интерьер отличался неповторимым оформлением, но тема героической Древней Руси была доминирующей. Панно Н.К. Рериха украшали столовую дома.
Серия состояла из восьми сюжетных ("Садко", "Витязь", "Баян", "Илья Муромец", "Микула Селянинович", "Город", "Вольга Святославович", "Соловей-разбойник") и одиннадцати декоративных композиций.
Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, — "Баян" и "Витязь". Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Как говорится в "Слове о полку Игореве", Баян "свои вещие персты на живые струны возлагал, они же сами князьям славу рокотали". Его слушает молодой витязь. Оба панно предваряли собою образный мир всей серии.
"Богатырский фриз" создавался в очень трудный для России период (с 1907 по 1910 гг.) после разгрома первой русской революции, когда свирепствовала реакция и многие представители интеллигенции переживали "сумерки духа", отчаяния и неверия в будущее. Н.К. Рериху же всегда был свойственен исторический оптимизм. В "Богатырском фризе" в образах былинных богатырей он утверждал свои мысли о народе, славил его трудовой и ратный подвиг, силу, красоту, талантливость и тем самым проявлял твердую веру в его прекрасное будущее.
В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. В 1964 году "Богатырский фриз" был передан в Государственный Русский музей. Большую работу по его восстановлению провел старший художник-реставратор К.В. Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 года.
(Использованы данные из книги В.П. Князевой "Н.К. Рерих. Жизнь и творчество". Сборник статей. М.: "Изобразительное искусство", 1978).
Булахов М.Г. "Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь / Под ред. Л.А. Дмитриева. Минск: Университетское, 1989.
БОЯН — древнерусский поэт-певец; жил, как предполагается, во второй половине XI — начала XII в. Благодаря высокому исполнительскому мастерству Боян стал легендарным певцом. Впервые он упоминается в "Слове о полку Игореве", где назван "внуком Велеса" (одного из языческих богов), "вещим" певцом, "соловьем старого времени". Время жизни Бояна ориентировочно определяется указанием "Слова" на то, что он воспевал дела и подвиги таких русских князей, как "старый Ярослав" (ум. в 1054), Мстислав Владимирович (ум. ок. 1036), Роман Святославович (ум. в 1079).
Рерих Н.К. Новый Год / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996.
Вот и Новый Год! Будет ли он новый или опять старый — увидим. Может быть, вернее сказать: "еще один год". Бывало, мы никогда "нового" года не встречали, а провожали старый год с благодарностью. Каков новый год, еще неизвестно — пусть покажется. А в прошлом году — жили, трудились, творили, и за это спасибо. Беды миновали, трудности преодолевались, друзья обретались, и за это спасибо.
Как подумаешь о десятках миллионов несчастных, обездоленных, озлобленных — ужас берет. А радио кричит: "зима суровая, снежная", всюду недостача и как вопль отчаяния — забастовки! А цены растут, и нет надежды, что они "чудесно" опустятся. И в людях замечается какая-то смуть. Но все же скажем молодому году: переживем, не бывать бы счастью, да несчастье помогло. Поет Баян: "Несчастья — радостей залог". Вот русские герои превозмогли беды и устремились к строительству. Любо читать и слышать о новой русской стройке…
01.01.1946 г.