1938 г.
Холст, темпера. 86 х 122 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
Аджанта – преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра, созданные в период II в. до н.э. – VII в. н.э. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа – чайтья (молельные залы) и вихара (общины буддийских монахов). Всемирно известна настенная роспись пещер – фрески (минеральными красками по сухой штукатурке). Уникальные росписи Аджанты замечательны богатством жизненных наблюдений, смелостью фантазии, красотой композиции, ритма и цвета и по существу дают широкую картину многообразной индийской жизни.
Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. I. Цейлон – Гималаи (1923-1924).
…Фатехпур Сикри, Агра – редкие обломки ушедшей культуры. Но стенопись Аджанты уже не прочна. (…)
Фрески Аджанты, мощная Тримурти Элефанты и гигантская ступа в Сарнате – все это говорит о каких-то других временах, теперь уже неприложимых. Существует известие, что уже во времена Будды культура Индии начала поникать. И сейчас, может быть, нигде так не мерещится эта бывшая красота, как иногда в тонком и стройном силуэте женщины, несущей свою вечную воду. Воду, питающую очаг. И колодезь, так же как в библейские времена, остается местом средоточия всего поселения.
Рерих Н.К. Обзоры искусства / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
…Многие обзоры искусства придется пересмотреть, предпосылая широкий и доброжелательный взгляд. Не нужно думать, что сказанное относится лишь к русскому искусству, и в других обзорах часто можно найти тот же недостаток. В последнем номере чикагского журнала "Юнити" доктор Кезинс справедливо отчитал американского писателя Ван-Луна за его пристрастное суждение об искусстве Индии. На пространстве более полутысячи страниц всего две из них уделены искусству всей Индии и притом с самыми невежественными замечаниями. Оставлены без внимания такие незабываемые творения Индии, как фрески Аджанты, сказочное величие Эллоры или Элефанты, фееричность Гольта-пасса, красота Амбера, Агры, суровый грандиоз Читора и Гвалиора, все эллинистические и персидские влияния – всего не перечесть. Только небрежная рука высокомерного осудителя могла забросить многовековое искусство в небрежении. Поистине, "распространение неверных сведений есть особо вредное невежество".
7 Декабря 1939 г.
"Литературные записки", Рига, 1940
Рерих Н.К. Индия / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
…В период войны и отсутствия понимания между народами необходимость Культуры чувствуется с особой остротой. Без Искусства непостижима Религия. Без Искусства гибнет национальный дух. Без Искусства меркнет свет нации. И это не утопия. История человечества изобилует примерами того, как Искусство становится великой путеводной звездой во времена бедствий. Ученые утверждают, что цвет и звук – универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных. Пусть же снова зазвучит священная флейта Бога Кришны. Представим же себе те блаженные времена, когда создавались величественные фрески Аджанты. Во время войны давайте подумаем о будущих днях мира, утвержденных созиданием, трудом и красотой.
[1940 г.]
Рерих Н.К. Лик Индии / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.
Индия всегда была, есть и будет страной сказочной и чудесной. Неисчерпаемость возможностей индийских сказывается в ее нерешимых противоположностях, тех крайностях, которые высекают вечный созидательный огонь борений, исканий и достижений. Много сходства с российскими равнинами и возможностями. Путешественники замечают это. Сами индусы чувствуют себя на Руси, как дома, и русские в Индии тоже. Недаром, подобно Тверитянину пятнадцатого века, говорилось: «От всех бед уйдем в Индию». Замечателен исторический факт появления Долгорукого при дворе Акбара и его особое значение. (…)
Один лик Индии, доступный спешащим путешественникам, явит базары, караваны и насыщенную уличную жизнь, в которых, как справедливо заметил еще недавно один русский проезжий, можно видеть подлинный античный мир Сирии и Месопотамии. Но за этим пестрым ликом выдвигается и другой – лик великий, выросший на пещерах Элефанты, Аджанты, Эллоры. О нем же скажут и буддийские реликвии, и Сарнат, и Бодхигая, и цейлонская Анурадхапура, и Канди, и множество других памятников, которые удостоверяют, какая мощная энергия была заложена около них.
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.
Скалы
Скалы, громадные братья!
Учите людей молчанью.
Торжественность вам знакома,
Хранители древних тайн.
Века для вас, как минуты,
Проходят грядою стройной;
События дней минуют
Величие ваших стен.
Людские страсти и горе,
Как волны реки бурливой,
О ваши твердыни бьются,
Откатываясь назад.
А вы, огромные братья,
Над всем суетливым миром
Стоите неколебимо,
Храня в глубине громад
Ваш медленный и глубокий,
Загадочный ритм жизни,
Дыханье тысячелетий
В массивы свои вобрав.
А люди, устав от пыли
И шума ненужной жизни,
Придут к вам узнать молчанье,
Заимствовать простоту
И ту непоколебимость,
Которая вам знакома,
Немые древние братья,
Хранители вечных тайн!
5.08.1951 г.