ruenfrde

Восприятие рериховских идей

Возрождение культурной памяти.

Венёвские Чтения памяти Б.Н. Абрамова

 

В «Тульских Новостях» от 16 марта была представлена информация от пресс-службы Миссионерского отдела Тульской епархии о Венёвских Чтениях памяти Б.Н. Абрамова. Организаторы и участники Чтений считают, что сведения были значительно искажены и поданы в неверном, «оккультно-мистическом» свете.

Усилиями общественности в г. Туле и Венёве возрождается и утверждается память о замечательном человеке, нашем земляке – Борисе Николаевиче Абрамове (1897–1972). Последние 11 лет его жизни прошли в г. Венёве Тульской области. При его жизни почти никто из венёвцев не знал, что рядом с ними жил близкий ученик великого художника, общественного деятеля Н.К. Рериха и философа-гуманиста Е.И. Рерих, духовный подвижник и мыслитель. В Краеведческом Музее создан фонд его имени, включающий и личные вещи, переданные венёвцами.

Н.К. и Е.И. Рерихи, как и Б.Н. Абрамов, не любили и никогда не использовали по отношению к своей деятельности понятий «мистицизм» или «оккультизм». Так, Н.К. Рерих писал: «…Я вообще опасаюсь этого неопределенного слова «мистицизм». Уж очень оно мне напоминает английское «мист» – то есть «туман». Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. …Для невежд, вероятно, любое науч­ное открытие есть мистицизм и сверхъестественность». В своих письмах Е.И. Рерих четко писала: «…Я очень не люблю слово «Оккультизм», оно так опошлено, и невежественные массы склонны подразумевать под ним всякое чернокнижие, всякое разрушение». Вместо этих устаревших и мало кому понятных слов и идей Рерихи утверждали главенство науки и научного знания в будущей истории человеческой мысли.

Многообразный мир художественных образов Н.К. Рериха и стройное философское мировоззрение, изложенное в Учении Живой Этики, посвящены вопросам нравственного совершенствования человека, одухотворения жизни путем укрепления в обществе идей общего блага, красоты, познания, творческого труда как высокого назначения каждого из нас, сотрудничества, мирного сосуществования и беспредельного развития всего живого на нашей планете.

Эти идеи гармонично отражены и в трудах Б.Н. Абрамова – философских, поэтических, живописных и музыкальных. Он писал стихи и рассказы на нравственные темы, рисовал акварели – пейзажи и символические картины, играл на фортепиано и сочинял музыку.

С середины 1990-х гг. началось научное изучение философского творчества Б.Н. Абрамова. Конференции и Чтения его памяти проходят в разных городах нашей страны (Москве, Новосибирске, Новокузнецке и др.). С 1997 г. – столетия со дня рождения Б.Н. Абрамова – в г. Венёве ежегодно проводятся Венёвские Чтения его памяти. Мероприятие носит открытый, культурно-познавательный характер. Его участники – взрослая интеллигентная аудитория (среди них преподаватели вузов, кандидаты наук, члены лектория при Институте Востоковедения РАН и др.). Чтения объединяют людей из Москвы и Московской обл., Новосибирска, Владимира, Калуги, Кирова, Омска, Таганрога и ближнего зарубежья. Организатором Чтений является Тульский Рериховский исследовательский центр.

В 2015 г. сотрудниками Центра была создана выставка «Верхний путь Духа: жизнь и творчество Б.Н. Абрамова». Она экспонировалась в Доме Культуры г. Венёва, в Государственном Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге http://www.roerich.spb.ru/. В 2016 г. выставка проходила в Тульском Областном художественном музее и в Доме Русского Зарубежья им. А. Солженицына в Москве (http://www.domrz.ru/index.php?mod=static&id=1236). На Венёвских Чтениях 2016 г. состоялось открытие ответной фотодокументальной выставки «Путёвку многим в жизнь он дал» из Дома Русского Зарубежья, посвященной истории Харбинского политехнического института, где с 1949 по 1952 гг. Б.Н. Абрамов работал консультантом китайских преподавателей русского языка.

В 2016 г. в г. Венёве создан Сквер имени Б.Н. Абрамова у торца пятиэтажного здания, построенного на месте дома, где жил мыслитель. На стене здания установлена мемориальная доска. Сквер, уже обозначенный на Яндекс-картах, стал красивым местом, полюбившимся горожанам и свидетельствующим о нашей живой культурной памяти.

Так, нравственно-философские идеи семьи Рерихов побуждают к творческому труду, сотрудничеству людей, к улучшению и украшению окружающей жизни.

 

Восприятие рериховских идей: нетерпимость или свободомыслие

 

Наследие семьи Рерихов велико и многообразно. Редкий случай, когда творческая деятельность одной семьи является основой многих музеев в мире: в Нью-Йорке (США), Наггаре и Бангалоре (Индия), Улан-Баторе (Монголия), Одессе (Украина), в Санкт-Петербурге и Изваре (Ленинградская обл.), Москве, Новосибирске и Верх-Уймоне (Горный Алтай) и т.д.В настоящее время Министерство культуры РФ и Музей Востока ведут активную работу по созданию Государственного музея Н.К. Рериха в Москве.

Н.К. Рерих. Земля Славянская. 1943 г.В творческое наследие семьи Рерихов входят как минимум семь составляющих:

 – живопись Н.К. и С.Н. Рерихов,

 – литературное наследие (публицистика, поэзия, драма, письма),

 – философское творчество (прежде всего Учение Живой Этики),

 – общественная деятельность (принятый еще при жизни Рерихов на международном уровне Пакт об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений),

 – проведение двух – Центрально-Азиатской (1925-1928 гг.) и Маньчжурской (1934-1935 гг.) экспедиций,

 – научные труды (прежде всего об истории и культуре Средней Азии Ю.Н. Рериха, востоковеда, лингвиста-полиглота, знавшего более 30 языков),

 – коллекции предметов культуры народов Востока, собранные Рерихами.

В статье А. Ярасова делается попытка оценить многогранное философское наследие семьи Рерихов, которое якобы кто-то скрывает под культурологическими и иными идеями. Однако книги Учения Живой Этики, как и другие труды Н.К. и Е.И. Рерихов, широко доступны читателям как в книжном, так и в электронном форматах.

В статье оппонента применительно к мировоззрению Рерихов негативным рефреном используется термин «оккультизм». Академическое издание «Новая философская энциклопедия» (в 4-х тт., 2010 г.) даёт такое определение оккультизма «(от лат. occultus – тайный, сокровенный) – «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но человеке посвященном и инициированном». С оккультизмом связаны гадания, некромантия, хиромантия, колдовство, магия, спиритизм, шаманизм и др.

В действительности же и философское наследие Рерихов, и деятельность рериховских обществ не содержит магических ритуалов, мистических посвящений, культивирования избранничества, практик гадания, спиритизма, некромантии, не использует алхимиии т.п. Отсутствует закрытость тайных обществ. Характерными для рериховских обществ являются музейная, выставочная, издательская деятельность, проведение общественно-научных конференций и чтений. Утверждается широкое познавание и осуществляется открытое взаимодействие со всеми социальными и государственными органами. Рериховская философия утверждает принцип знания, бесконечного познавания и приоритет науки.

Учение Живой Этики – это нравственно-философская система с религиозным компонентом, который проявляется прежде всего в представлении о высших мирах и высокоразумных существах, населяющих их. Вместо приписываемых оппонентом идей о «спасении и конце света» здесь утверждается положение о бесконечной эволюции мироздания, частью которого является и наша планета, и человечество.

Многие философские и религиозно-философские учения (например, Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, К.Э. Циолковского и др.) содержат целый ряд положений, которые не получили научного подтверждения и выглядят малопонятно и несколько фантастически. Только будущее покажет, насколько наука сумеет их доказать или опровергнуть.

Никогда Н.К. и Е.И. Рерихи не опирались и даже не рекомендовали читать книг «оккультизма и популярных книг по «восточной духовности». В Живой Этике подчеркивается: «Многие обветшалые слова должны быть изъяты из употребления. Они не только утеряли первоначальный смысл, но и вводят людей в заблуждение. Среди таких слов нужно отставить "оккультизм". Сама история его показывает, как условно оно появлялось в средние века. Особенно теперь оно звучит бессмысленно. Наука постепенно завоевывает новые области, и слово о тайноведении уже звучит каким-то вызовом. …Пусть настоящие, честные исследователи займут место кичащихся оккультистов. Пусть и область тонких энергий будет изучаема учеными».

В пользу того, что представители российского рериховского движения считают основой именно культурно-философскую часть их наследия говорят сухие цифры статистики. По данным Министерства юстиции РФ, в России нет ни одной рериховской религиозной организации – тогда как зарегистрированы более 60-ти общественных организаций рериховского направления. В связи с этим современным религиоведам уже давно пора переосмыслить устоявшиеся классификации НРД (МРД). Более того, многие рериховцы избирают для себя научно-исследовательский путь и являются авторами глубоких научных статей, монографий и диссертаций в области истории философии, философской антропологии, искусствоведения, педагогики и т.д.

Приведём яркий пример существования творческого наследия К.Э. Циолковского в современной России. Известно, что ученый является автором глубокой концепции космической философии, наполненной фантастическими идеями. Он убежден в бесконечном разнообразии форм жизни и миров, заселенных высокоразумными существами. Ученый считал, что все его разработки в области ракетостроения лишь вспомогательные средства для главного – его философии. Можно принимать или нет его философские идеи, но это отнюдь не мешает нескольким поколениям ученых, в т.ч. гуманитариев, изучать его наследие, проводить Научные чтения памяти К.Э. Циолковского, писать научные статьи и диссертации. При этом, здравомыслящему человеку не придёт в голову обвинять учёного и исследователей его идей в «оккультизме» и «сектанстве».

В 2016 г. в адрес Венёвских Чтений памяти Б.Н. Абрамова поступил доклад о великом Женском начале мироздания. Такой образ присутствует в наследии Н.К. и Е.И. Рерихов, однако подобные темы не входят в тематические рамки Чтений в виду их большой сложности и необходимости глубокой философской подготовки слушающих. Поскольку Чтения проходят открыто, а не в рамках, скажем, узкого научного или иного сообщества, то этот доклад не озвучивался на Чтениях – здесь А. Ярасов ошибается. Доклад был представлен только как стендовый.

Характеризуя Б.Н. Абрамова, организаторы Венёвских Чтений используют понятие «духовный ученик». Так как, если писать только «ученик художника Н.К. Рериха», то это приведёт к неверному пониманию, что Б.Н. Абрамов – художник. Это не так, хотя он и является автором ряда акварельных работ. Борис Николаевич был последователем прежде всего культурно-философских идей семьи Рерихов. Так, живя в эмиграции в г. Харбине (Китай), он состоял членом Комитета Пакта в защиту культурных ценностей. Кроме этого, Б.Н. Абрамов – автор нравственно-философских записей, развивающих идеи Живой Этики.

Одна из основополагающих идей творческого наследия семьи Рерихов и Б.Н. Абрамова – это необходимость самосовершенствования, сознательной работы над нравственными, познавательными, волевыми качествами своего характера. Как верно отмечает наш оппонент, важный путь к этому лежит «через делание добра, сохранение и создание культурных ценностей». Что же в этом деструктивно-оккультного или преступного может быть найдено? Разве «делание добра» является порицаемым в нашем обществе или в религии православного христианства?!

В соответствии со ст. 28 «Конституции РФ» «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Никто не в праве, да и не в состоянии, запретить свободу совести и убеждений. Мы живём в поликультурном мире, где сосуществуют самые разные философские, социально-политические, религиозные позиции, учения и течения. Может быть, кто-то лелеет идеалы монополии на истину, но, к сожалению, таковая не может быть осуществлена без насилия и конфронтации. А путь нетерпимости в истории человечества всегда заканчивался фанатизмом, враждой и кровопролитиями.

Яркий пример нетерпимости в новейшей истории – международный скандал, спровоцированный судебным процессом в г. Томске над «Бхагавад-гитой как она есть» (2011–2012 гг.). Вероучение, изложенное в этой книге, было обвинено в экстремизме. Так оказались затронуты права лиц, исповедующих индуизм, численность которых в несколько раз превышает всё население России. Органы власти, политические партии Индии, религиозные круги и СМИ расценили судебный процесс как грубое оскорбление. В результате в Индии прошли массовые акции протеста, в ряде случаев носившие антироссийский характер, чего прежде в этой дружественной нам стране никогда не было. Суды первой и второй инстанции отказали в признании книги экстремистской. Как мы понимаем, подобные действия не только наносят ущерб репутации отечественной науки и культуры, но также дискредитируют Россию в глазах цивилизованного мира и вбивают клин в российско-индийские отношения. По мнению известных религиоведов, в этой истории томская прокуратура защищала интересы Русской Православной Церкви, желающей «монопольно владеть умами людей» и стремящейся устранить конкурирующую религиозную организацию.

Что сейчас происходит в Венёве? Директор школы искусств г. Венёва, где с разрешения администрации (к сожалению, устного) в течение 20-ти лет (!) проходили Венёвские Чтения, вынуждена была писать объяснительную, её вызывали для разъяснений в отдел культуры и запретили проведение здесь этого мероприятия. Под угрозой прокурорской проверки в Венёвской центральной библиотеке по указанию руководства были изъяты из обращения все книги Рерихов и Б.Н. Абрамова. В библиотечном филиале была снята выставка репродукций картин Н.К. Рериха из серии «Гималаи».

Взрослому населению нашей страны эта ситуация сильно напоминает ужасные времена сталинщины… К чему ведёт такой образ действий с навязыванием надуманных ярлыков и демонизацией инакомыслящих? Не целесообразнее ли всем людям, выступающим за «делание добра», объединиться в борьбе с настоящими, а не мнимыми угрозами современного общества? Наркомания, алкоголизм, преступность, гомосексуализм, аборты, терроризм, экологические бедствия… Здравомыслящие, мирные и добротворческие люди должны потрудиться на этом поле помощи и служения своему народу и Родине.

Тульский Рериховский исследовательский центр

 

 

 

Начало страницы